Поиск по сайту

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 "Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2

 

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 Н.Н. ОКУТИНА

 

Окутина Наталья Николаевна, доцент кафедры уголовного права юридического факультета Ульяновского государственного университета, советник муниципальной службы 2-го класса, кандидат юридических наук.

 Данная статья посвящена исследованию понятия и сущности коррупции на современном этапе развития России. Автором приводится обзор научных трактовок и подходов к определению понятия коррупции. Особое внимание автора обращено на причины развития данного явления в сфере государственного и муниципального управления. Проведенный анализ опыта правового регулирования, а также причин развития коррупции позволил автору сформулировать наиболее актуальные в настоящее время направления противодействия коррупции, а также пути совершенствования действующих правовых механизмов.

 

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, угрозы коррупции, антикоррупционная деятельность, антикоррупционная политика.

 

The Concept and Essence of Corruption in Modern Russia

 

N.N. Okutina

 

Okutina Natalya N., Associate Professor of the Department of Criminal Law of the Law Faculty of the Ulyanovsk State University, Class 2 Municipal Service Counsellor, PhD (Law).

 

This article is devoted to the study of the concept and essence of corruption at the present stage of Russia's development. The author provides an overview of scientific interpretations and approaches to the definition of corruption. The author pays special attention to the reasons for the development of this phenomenon in the field of state and municipal management. The analysis of the experience of legal regulation, as well as the causes of the development of corruption, allowed the author to formulate the most relevant areas of combating corruption at the present time, as well as ways to improve the existing legal mechanisms.

 

Key words: corruption, anti-corruption, threats of corruption, anti-corruption activities, anti-corruption policy.

 

Проблема коррупции всеобъемлюща, она остро стоит для многих государств, а для многих правительств является непременной составляющей государственного управления, весьма эффективным механизмом для обогащения.

Если рассматривать коррупцию как явление социальное, то есть основания характеризовать коррупцию как противопоставление интересов элиты интересам большинства, возможности незаконного использования материальных и иных благ. Весьма близко к этому понятию определение коррупции, данное М.А. Сажаевой: "Коррупция - это беспрерывная цепь продаж должностных полномочий в пользу своего коррупционного процветания" <1>.

--------------------------------

<1> Сажаева М.А. Коррупционная составляющая должностных преступлений // Закон и право. 2019. N 1. С. 98.

 

Согласно точке зрения социолога Левады, сущность коррупции состоит в массовой готовности общества "отвергать или принимать условия коррумпированного существования, меру вынужденного приспособления" к установленным в обществе правилам <2>.

--------------------------------

<2> Левада Ю. Человек в коррупционном пространстве. Размышления на материалах и на полях исследования // Мониторинг общественного мнения. 2000. N 5. С. 7 - 14.

 

П.А. Чебоксаров, характеризуя коррупцию, видит ее сущность в "пренебрежении должностными лицами нормами морали и в совершении деяний из корыстной или личной заинтересованности, направленных против государственной власти, посягающих на интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления" <3>.

--------------------------------

<3> Чебоксаров П.А. Проблема коррупции на уровне местного самоуправления // Актуальные проблемы антикоррупционной политики на региональном уровне: материалы региональной научно-практической конференции. СПб., 2001. С. 220.

 

Вопросы противодействия коррупции - сфера интересов не только правоведов, но и политологов, экономистов, философов и социологов. Коррупцию также рассматривают как явление политическое. Так, например, В.А. Шабалин полагает, что коррупция в политической сфере в России основывается "на неофициальном, бесконтрольном обмене ресурсами" <4>. По мнению профессора философии А.А. Гришина, основу коррупции составляет "безнравственная мотивация" человека <5>.

--------------------------------

<4> Шабалин В.А. Политика и преступность // Государство и право. 1994. N 4. С. 46.

<5> Гришин А.А. Мораль и коррупция // Криминологический журнал. 2020. N 2. С. 13.

 

В российском законодательстве весьма продолжительное время не была закреплена данная норма-дефиниция. Лишь в 2008 г. Федеральный закон N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закрепил определение коррупции, данное законодателем. В частности, коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица <6>.

--------------------------------

<6> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2008. N 52 (часть I). Ст. 6228.

 

В настоящее время в уголовно-правовой науке сложилось два подхода к определению коррупции. Ряд исследователей, такие как Ю.Г. Наумов, В.К. Максимов, придерживаются законодательного определения данного явления <7>. По их мнению, коррупция составляет комплекс противоправных действий, закрепленных нормами уголовного и административного законодательства. Представители данного направления считают, что коррупция проявляется в совершении преступлений коррупционной направленности; административных и дисциплинарных правонарушений; запрещенных гражданско-правовых сделок.

--------------------------------

<7> См., например: Коррупция (социально-экономические и криминологические аспекты): монография / В.К. Максимов, Ю.Г. Наумов. М.: Акад. управления МВД России, 2006. 147 с.; Коррупция и общество: теоретико-экономическое и прикладное исследование / Ю.Г. Наумов. Владимир, 2007. 139 с.; Институциональная коррупция как угроза экономической безопасности: тенденции и перспективы противодействия / Ю.Г. Наумов; Акад. упр. МВД России. М., 2012. 242 с.

 

Если в первом случае речь идет о так называемой "общественно опасной коррупции", то в остальных - об "общественно вредной". Но также целесообразно выделить коррупцию и "общественно порицаемую", т.е. выражаемое обществом осуждение по отношению к самой природе коррупции.

Также можно дифференцировать коррупцию на такие виды, как "верхушечная", серединная и низовая. Коррупцией первого типа обозначают, как правило, принятие или непринятие правовых актов и решений в области государственных и муниципальных закупок, изменения форм собственности и т.д. Следующие два уровня сопряжены с взаимодействием должностных лиц в рамках осуществления своих полномочий с физическими и юридическими лицами. Речь идет о проведении процедуры регистрации недвижимого имущества, предоставления социальных льгот и пособий, наложении штрафных санкций, проведении процедуры лицензирования и т.д.

Некоторые исследователи, например В.В. Астанин, Т.Я. Хабриева, П.А. Кабанов <8>, настаивают на том, что коррупция - понятие куда шире закрепленного нормами отечественного и международного права. Они исходят из того, что коррупция - явление социально-правовое, а значит, и затрагивает все сферы общественной жизни. Действительно, коррупция является существенным препятствием для развития институтов гражданского общества, правосознания граждан, для полноценного функционирования политической, экономической, образовательной систем. Она порождает серьезные диспропорции в системе государственного и муниципального управления, искажая и попирая нормы морали.

--------------------------------

<8> См., например: Астанин В.В. Борьба с коррупцией в России XVI - XX веков: развитие системного подхода. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. 92 с.; Кабанов П.А. Политическая коррупция в России: понятие, сущность, причины, предупреждение / П.А. Кабанов; Моск. гуманитарно-экономический институт, Нижнекамский филиал. Казань: Новое знание, 2004. 174 с.; Хабриева Т.Я. Противодействие коррупции: новые вызовы: монография / Т.Я. Хабриева, С.Б. Иванов, Ю.А. Чиханчин. М., 2016. 148 с.

 

И если в российском законодательстве термин "коррупция" нашел свое закрепление, то в международных правовых актах однозначного подхода к определению данной дефиниции в настоящее время нет. Более того, в ряде международных правовых актов термин даже не раскрыт, как, например, в Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН) против коррупции 2003 г., Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. и т.д. Данное обстоятельство следует оценить в качестве положительного момента, так как дает государствам возможность самостоятельно определить правовые рамки для установления границ и объема данных правовых явлений с учетом действующего уголовного законодательства, а также культурно-исторических традиций.

А.А. Жиганова обращает внимание на то, что в Федеральном законе N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" не содержится исчерпывающий перечень деяний, охватываемых понятием "коррупция", закрепленным в Страсбургской конвенции 1999 г. <9>. В частности, просьба или предложение дачи или получения взятки.

--------------------------------

<9> Жиганова А.А. Проблемы присоединения Российской Федерации к Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. // Вестник СПбГУ. 2011. Сер. 14. Вып. 2. С. 86.

 

В.В. Летяев отмечает, что в решении Совета Европейского союза от 22 июля 2003 г. N 568 "О борьбе с коррупцией в частном секторе" хотя и не закреплена норма-дефиниция, но проведена дифференциация понятия "коррупция". В частности, выделяется коррупция пассивная и активная. Цель документа состоит в том, чтобы государства - члены Евросоюза осуществляли активную деятельность по привлечению физических и юридических лиц к ответственности за совершение коррупционных преступлений <10>.

--------------------------------

<10> Летяев В.В., Егоров Г.Г. Коррупциогенные угрозы в нормативных актах субъектов Российской Федерации: монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2011. С. 17.

 

Анализ норм международного права свидетельствует о многозначности термина, а также о важности выработки единого подхода и его дальнейшем законодательном закреплении в целях осуществления единой политики в сфере борьбы с коррупцией.

Подходов к определению коррупции в настоящее время действительно много. Коррупция представляет собой всеобъемлющее социально-экономическое и правовое явление, существенным образом искажающее понимание сути государственной власти и власти органов местного самоуправления, характеризующееся высокой степенью латентности и разрушительными последствиями для общества в целом. Можно утверждать, что главным условием существования коррупции является монополизм государства на многие виды деятельности, а исключительность полномочий, лоббизм и личная выгода становятся сопутствующими составляющими коррупционной деятельности лиц, наделенных государственными и муниципальными полномочиями.

О причинах коррупции в научной литературе написано довольно много. Действительно, будучи явлением сложным, коррупция обусловлена сразу комплексом причин, среди которых выявить главную не представляется возможным. Если до 2008 г. можно было с уверенностью отметить несовершенство правовой базы в данной сфере, то в настоящее время отечественное и международное законодательство изобилуют правовыми нормами, регулирующими общественные отношения в данной сфере.

Говоря о причинах коррупции, следует выделить несколько наиболее существенных. Прежде всего это несовершенство действующей системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Действующие отраслевые и структурные подразделения, как правило, совмещают ряд иных функций, а их деятельность преимущественно связана с осуществлением сбора необходимых данных и их анализом. Во многом это объясняется тем, что сотрудники данных подразделений просто не наделены соответствующими полномочиями, их главная задача - обеспечивать координацию, оказывать содействие правоохранительным органам и вести разъяснительную работу.

Вполне объяснимое желание каждого человека получить преимущества в конкурентной борьбе. Финансовые ресурсы и иные выгоды материального и нематериального характера выступают в качестве непременного основания для противоправных деяний со стороны должностных лиц и иных служащих органов государственной власти и местного самоуправления.

В отечественной истории нашего государства вполне законным проявлением коррупции стал институт кормления в Древней Руси в конце IX в. <11>. Он предусматривал возможность ближних бояр законно обогащаться путем сбора кормлений. Только в конце XV в. в Судебнике 1497 г. Ивана III, а затем и в Судебнике 1550 г. нашли свое закрепление нормы, направленные на пресечение коррупционных проявлений <12>. Это было уже время складывания и развития Русского централизованного государства.

--------------------------------

<11> Ильина О. Откуда пошла коррупция по Земле Русской // Первое антикоррупционное СМИ. 2013. N 9. С. 11 - 16.

<12> Российское законодательство X - XX веков. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1976. Т. 2. С. 54.

 

Среди причин коррупции в нашей стране можно назвать правовую неграмотность населения и неразвитость институтов гражданского общества в Российской Федерации. Общественные советы, действующие в муниципалитетах, на сегодняшний день представляют собой замкнутые корпоративные системы с ограниченным кругом участников. В состав данных органов, как правило, входят муниципальные служащие и представители экспертного сообщества: специалисты в определенной области знаний, представители общественных объединений и лидеры общественного мнения.

Общественные советы могут быть более эффективным инструментом взаимодействия гражданского общества и власти в случае наделения их рядом контрольных полномочий. В частности, рекомендуется рассмотреть возможность осуществления ими функций по контролю за осуществлением муниципального заказа на проведение каких-либо работ. Весьма перспективной видится точка зрения, согласно которой членство, как один из принципов организации форм осуществления гражданами местного самоуправления, будет способствовать открытости и прозрачности деятельности новых органов. Данный принцип позволит вступать в данные органы (например, Советы при главах муниципальных образований) новым гражданам, желающим сделать свой гражданский выбор и принять участие в общественном управлении. Только сбалансированные отношения с органами муниципальной и государственной власти субъекта являются непременным фактором, определяющим нормальное функционирование институтов управления.

Низкий уровень знаний в области отечественного законодательства позволяет должностным лицам злоупотреблять служебным положением, посягать на права и интересы граждан. Полярной этой причине является причина низкого профессионального уровня правоприменителей. Во многом это объясняется несовершенством образовательной системы, получением должностей лицами, у которых отсутствует профильное образование. Для устранения данной проблемы важно реализовывать программы повышения квалификации, стимулировать государственных и гражданских служащих к получению образования по специальности, роду деятельности. В настоящее время государственные и муниципальные служащие должны не только обладать определенным объемом знаний, но и постоянно их актуализировать. Обучение государственных и муниципальных служащих призвано решить вопросы повышения уровня правовой компетентности кадров. Причем повышение квалификации в данном случае не должно выступать самоцелью. Речь идет о смене подходов: от реально существующего - "квалифицированный специалист как человек знающий" - к современному - "компетентный специалист как человек, знающий законодательство и разрешающий проблемы граждан". Если следовать данному подходу, итог реализации программ повышения квалификации и получения дополнительного образования призван стать важной составляющей повышения уровня правовой грамотности государственных и муниципальных служащих в области противодействия коррупции.

К материальным проблемам кадрового обеспечения служащих органов государственной (федеральной и субъектов РФ) и муниципальной власти относится низкий уровень заработной платы сотрудников, прежде всего речь идет о лицах, замещающих младшие и старшие должности государственной и муниципальной службы. Уровень их заработной платы существенно ниже уровня среднеотраслевой, а также зарплат аналогичных специалистов в коммерческой сфере.

Среди причин, способствующих развитию коррупции, выделим морально-нравственные. Проявление "двойных норм" морали, наличие "круговой поруки", культ денег, психологическая готовность совершать преступления коррупционной направленности и способность находить оправдание своим поступкам - важные составляющие, характеризующие потенциального коррупционера.

 

Литература

 

1. Астанин В.В. Борьба с коррупцией в России XVI - XX веков: развитие системного подхода / В.В. Астанин. Москва: Российская криминологическая ассоциация, 2003. 92 с.

2. Гришин А.А. Мораль и коррупция / А.А. Гришин // Криминологический журнал. 2020. N 2. С. 12 - 15.

3. Жиганова А.А. Проблемы присоединения Российской Федерации к Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. / А.А. Жиганова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Право. 2011. N 2. С. 85 - 89.

4. Ильина О. Откуда пошла коррупция по Земле Русской / О. Ильина // Первое антикоррупционное СМИ. 2013. N 9. С. 11 - 16.

5. Кабанов П.А. Политическая коррупция в России: понятие, сущность, причины, предупреждение / П.А. Кабанов. Казань: Новое знание, 2004. 174 с.

6. Колосова Н.М. Лоббизм и коррупция / Н.М. Колосова // Журнал российского права. 2014. N 2. С. 53 - 59.

7. Левада Ю.Ю. Человек в коррупционном пространстве. Размышления на материалах и на полях исследования / Ю.Ю. Левада // Мониторинг общественного мнения. 2000. N 5. С. 7 - 14.

8. Летяев В.В. Коррупциогенные угрозы в нормативных актах субъектов Российской Федерации: монография / В.В. Летяев, Г.Г. Егоров. Волгоград: Волгоградское научное издательство. 2011. 172 с.

9. Максимов В.К. Коррупция (социально-экономические и криминологические аспекты): монография / В.К. Максимов, Ю.Г. Наумов. Москва: Академия управления МВД России, 2006. 147 с.

10. Наумов Ю.Г. Институциональная коррупция как угроза экономической безопасности: тенденции и перспективы противодействия: монография / Ю.Г. Наумов. Москва: [б.и.], 2012. 242 с.

11. Наумов Ю.Г. Коррупция и общество: теоретико-экономическое и прикладное исследование: монография / Ю.Г. Наумов. Владимир: [б.и.], 2007. 139 с.

12. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд. Москва: ТЕМП, 2013. 944 с.

13. Российское законодательство X - XX веков. В 9 томах / под общей редакцией О.И. Чистякова. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления русского централизованного государства / ответственный редактор А.Д. Горский. Москва: Юридическая литература, 1985. 519 с.

14. Сажаева М.А. Коррупционная составляющая должностных преступлений / М.А. Сажаева // Закон и право. 2019. N 1. С. 98 - 100.

15. Хабриева Т.Я. Противодействие коррупции: новые вызовы: монография / Т.Я. Хабриева, С.Б. Иванов, Ю.А. Чиханчин; ответственный редактор Т.Я. Хабриева. Москва: ИНФРА-М, 2016. 373 с.

16. Чебоксаров П.А. Проблема коррупции на уровне местного самоуправления / П.А. Чебоксаров // Актуальные проблемы антикоррупционной политики на региональном уровне: материалы региональной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 16 февраля 2001 г.). В 2 частях. Ч. 2 / ответственный редактор В.П. Сальников. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД РФ, 2001. 370 с.

17. Шабалин В.А. Политика и преступность / В.А. Шабалин // Государство и право. 1994. N 4. С. 43 - 52.

 

References

 

1. Astanin V.V. Borba s korruptsiey v Rossii XVI - XX vekov: razvitie sistemnogo podkhoda [Corruption Combating in Russia in the 16th to the 20th Century: The Development of a Systemic Approach] / V.V. Astanin. Moskva: Rossiyskaya kriminologicheskaya assotsiatsiya - Moscow: Russian Association for Criminology. 2003. 92 s.

2. Grishin A.A. Moral i korruptsiya [Morality and Corruption] / A.A. Grishin // Kriminologicheskiy zhurnal - Criminological Journal. 2020. N 2. S. 12 - 15.

3. Zhiganova A.A. Problemy' prisoedineniya Rossiyskoy Federatsii k Konventsii Soveta Evropy' o grazhdansko-pravovoy otvetstvennosti za korruptsiyu ot 4 noyabrya 1999 g. [Problems of Accession of the Russian Federation to the Civil Law Convention on Corruption of the Council of Europe of November 4, 1999] / A.A. Zhiganova // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya: Pravo - Bulletin of the Saint Petersburg University. Series: Law. 2011. N 2. S. 85 - 89.

4. Ilyina O. Otkuda poshla korruptsiya po Zemle Russkoy [The Origin of Corruption in the Russian Land] / O. Ilyina // Pervoe antikorruptsionnoe SMI - First Anti-Corruption Mass Media. 2013. N 9. S. 11 - 16.

5. Kabanov P.A. Politicheskaya korruptsiya v Rossii: ponyatie, suschnost, prichiny', preduprezhdenie [Political Corruption in Russia: The Concept, Essence, Reasons, Prevention] / P.A. Kabanov. Kazan: Novoe znanie - Kazan: New Knowledge, 2004. 174 s.

6. Kolosova N.M. Lobbizm i korruptsiya [Lobbyism and Corruption] / N.M. Kolosova // Zhurnal rossiyskogo prava - Russian Law Journal. 2014. N 2. S. 53 - 59.

7. Levada Yu.Yu. Chelovek v korruptsionnom prostranstve. Razmy'shleniya na materialakh i na polyakh issledovaniya [An Individual in the Corrupt Environment. Reflections Based on Materials and on the Margins of Research] / Yu.Yu. Levada // Monitoring obschestvennogo mneniya - Monitoring of Public Opinion. 2000. N 5. S. 7 - 14.

8. Letyaev V.V. Korruptsiogenny'e ugrozy' v normativny'kh aktakh subyektov Rossiyskoy Federatsii: monografiya [Corruptogenic Threats in Regulatory Acts of the Constituent Entities of the Russian Federation: monograph] / V.V. Letyaev, G.G. Egorov. Volgograd: Volgogradskoe nauchnoe izdatelstvo - Volgograd: Volgograd Scientific Publishing House. 2011. 172 s.

9. Maksimov V.K. Korruptsiya (sotsialno-ekonomicheskie i kriminologicheskie aspekty'): monografiya [Corruption (Socioeconomic and Criminological Aspects): monograph] / V.K. Maksimov, Yu.G. Naumov. Moskva: Akademiya upravleniya MVD Rossii - Moscow: Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 2006. 147 s.

10. Naumov Yu.G. Institutsionalnaya korruptsiya kak ugroza ekonomicheskoy bezopasnosti: tendentsii i perspektivy' protivodeystviya: monografiya [Institutional Corruption as an Economic Security Threat: Combating Tendencies and Prospects: monograph] / Yu.G. Naumov. Moskva: [b.i.] - Moscow: [no source indicated], 2012. 242 s.

11. Naumov Yu.G. Korruptsiya i obschestvo: teoretiko-ekonomicheskoe i prikladnoe issledovanie: monografiya [Corruption and Society: A Theoretical Economic and Applied Study] / Yu.G. Naumov. Vladimir: [b.i.] - Vladimir: [no source indicated], 2007. 139 s.

12. Ozhegov S.I. Tolkovy'y slovar russkogo yazy'ka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vy'razheniy [An Explanatory Dictionary of the Russian Language: 80,000 words and phraseological units] / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. 4-e izd. Moskva: TEMP - 4th edition. Moscow: TEMP, 2013. 944 s.

13. Rossiyskoe zakonodatelstvo X - XX vekov. V 9 tomakh [Russian Laws of the 10th to the 20th Century. In 9 volumes] / pod obschey redaktsiey O.I. Chistyakova. T. 2. Zakonodatelstvo perioda obrazovaniya i ukrepleniya russkogo tsentralizovannogo gosudarstva / otvetstvenny'y redaktor A.D. Gorskiy. Moskva: Yuridicheskaya literatura - under the general editorship of O.I. Chistyakov. Vol. 2. Laws of the Period of the Establishment and Strengthening of the Russian Centralized State / publishing editor A.D. Gorsky. Moscow: Legal Literature, 1985. 519 s.

14. Sazhaeva M.A. Korruptsionnaya sostavlyayuschaya dolzhnostny'kh prestupleniy [The Corruption Element of Official Crimes] / M.A. Sazhaeva // Zakon i pravo - Act and Law. 2019. N 1. S. 98 - 100.

15. Khabrieva T.Ya. Protivodeystvie korruptsii: novy'e vy'zovy': monografiya [Corruption Combating: New Challenges: monograph] / T.Ya. Khabrieva, S.B. Ivanov, Yu.A. Chikhanchin; otvetstvenny'y redaktor T.Ya. Khabrieva. Moskva: INFRA-M - publishing editor T.Ya. Khabrieva. Moscow: INFRA-M, 2016. 373 s.

16. Cheboksarov P.A. Problema korruptsii na urovne mestnogo samoupravleniya [The Problem of Corruption on the Local Self-Government Level] / P.A. Cheboksarov // Aktualny'e problemy' antikorruptsionnoy politiki na regionalnom urovne: materialy' regionalnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Sankt-Peterburg, 16 fevralya 2001 g.). V 2 chastyakh. Ch. 2 / otvetstvenny'y redaktor V.P. Salnikov. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet MVD RF - Relevant Problems of the Regional Anti-Corruption Policy: materials of a regional scientific and practical conference (Saint Petersburg, February 16, 2001). In 2 parts. Part 2 / publishing editor V.P. Salnikov. Saint Petersburg: Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, 2001. 370 s.

17. Shabalin V.A. Politika i prestupnost [Politics and Crime] / V.A. Shabalin // Gosudarstvo i pravo - State and Law. 1994. N 4. S. 43 - 52.

 

Подписано в печать

01.02.2022

 

 

 

 

    Новости