Поиск по сайту

Вопрос-ответ. Нарушение антикоррупционного законодательства

Документ предоставлен КонсультантПлюс
 

Вопрос: В ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства о противодействии коррупции установлено, что на официальном сайте муниципального района администрацией не размещены сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности муниципальной службы. Прокурор считает, что администрацией муниципального района допущены нарушения антикоррупционного законодательства. Администрация не согласна с выводами прокурора, ссылаясь на отсутствие разработанного администрацией порядка размещения указанных сведений. Правомерны ли выводы прокурора и доводы администрации?

 Ответ: По нашему мнению, в рассматриваемом случае вывод прокурора о наличии в действиях администрации муниципального образования признаков нарушения законодательства о противодействии коррупции является правомерным. Доводы администрации считаем несостоятельными, поскольку закон не ставит исполнение обязанности органом местного самоуправления в зависимость от определения им порядка исполнения возложенной законом обязанности. В случае отсутствия утвержденного порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими должности муниципальной службы, на официальном сайте муниципального района органам местного самоуправления необходимо руководствоваться Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования (утв. Указом Президента РФ от 08.07.2013 N 613 "Вопросы противодействия коррупции") (далее - Порядок N 613).

 

Обоснование: На основании п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) в том числе граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 273-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 8 Федерального закона N 273-ФЗ сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, Банка России, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и представляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Банка России.

Согласно ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Из изложенного следует, что на официальном сайте муниципального района администрацией должны быть размещены сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности муниципальной службы.

Так, в Апелляционном определении Красноярского краевого суда от 08.10.2012 по делу N 33-8614/2012 суд указал, что в соответствии с законом сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы высшей, главной, ведущей, старшей групп, подлежат размещению представителем нанимателя на сайте органа местного самоуправления.

В рассматриваемом вопросе администрация считает правомерными свои действия по неразмещению таких сведений в сети Интернет, так как отсутствует утвержденный администрацией порядок размещения сведений.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ) взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается в том числе посредством единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы, единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы.

По смыслу положений ст. 5 Федерального закона N 25-ФЗ считаем, что администрация муниципального образования вправе руководствоваться Порядком N 613 при размещении на официальном сайте муниципального района администрацией сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими должности муниципальной службы. Суды, рассматривая дела с аналогичными обстоятельствами, указывают, что орган местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ, обязан руководствоваться в своей деятельности положениями Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 561 (в настоящее время утратил силу). Кроме того, судами разъяснено, что законодательство не ставит исполнение обязанности органом местного самоуправления в зависимость от определения им порядка исполнения возложенной законом обязанности (см., например, Постановление Президиума суда Еврейской автономной области от 19.07.2013 N 44-Г-105/2013, Апелляционное определение Мурманского областного суда от 03.10.2012 по делу N 33-2591).

Выводы, изложенные в указанных судебных решениях, можно применить по аналогии к рассматриваемой ситуации.

Таким образом, учитывая изложенное, считаем, что в рассматриваемом случае вывод прокурора о наличии в действиях администрации муниципального образования признаков нарушения законодательства о противодействии коррупции является правомерным. Доводы администрации считаем несостоятельными, поскольку закон не ставит исполнение обязанности органом местного самоуправления в зависимость от определения им порядка исполнения возложенной законом обязанности. В случае отсутствия утвержденного порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими должности муниципальной службы, на официальном сайте муниципального района органам местного самоуправления необходимо руководствоваться Порядком N 613.

 

А.А.Филонов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

04.09.2014

 

 

 

 

    Новости