Поиск по сайту

Антикоррупционный комплаенс в системе мер противодействия коррупции

Антикоррупционный комплаенс в системе мер противодействия коррупции

На протяжении многих лет система противодействия коррупции как в России, так и в зарубежных странах была нацелена прежде всего на предотвращение совершения коррупционных преступлений и правонарушений государственными и муниципальными служащими.

В качестве основных мер противодействия коррупции можно выделить:

- установление уголовной и административной ответственности за совершение коррупционных преступлений и правонарушений соответственно;

- установление запретов и ограничений для государственных и муниципальных служащих;

- декларирование сведений о доходах и имуществе государственными и муниципальными служащими, их близкими родственниками и членами семей;

- контроль за соотношением доходов и расходов;

- антикоррупционная экспертиза проектов законодательных и нормативных правовых актов;

- антикоррупционное просвещение.

Вместе с тем очевидно, что в коррупционных отношениях, взаимосвязанных с ведением бизнеса, участвуют как минимум две стороны: государственные и муниципальные служащие, оказывающие коррупционные "услуги", и предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся их "клиентами". Как уже отмечалось, коррупция в форме коммерческого подкупа существует и в частном секторе, нанося значительный ущерб добросовестным владельцам компаний. Соответственно, система профилактики и противодействия коррупции должна охватывать всех субъектов, которые могут быть вовлечены в коррупционные отношения. На основе такого понимания в компаниях по всему миру постепенно происходит внедрение антикоррупционного комплаенса в качестве механизма защиты компаний от коррупционных преступлений и правонарушений.

Термин "комплаенс" возник в англосаксонской правовой системе. Буквальный перевод на русский язык слова "комплаенс" как "соответствие чему-либо" не приводит к полному пониманию сути данного термина, получившего широкое распространение в сфере борьбы с коррупцией, а также в ряде других сфер.

Хорошее описание комплаенса, отражающее его суть, было выработано в Китае. В "Справочнике по деловой этике" указано, что в самом общем виде комплаенс понимается как состояние или действия в соответствии с установленными правилами, включая стандарты, спецификации, постановления или законы. На уровне корпораций или организаций комплаенс представляет собой процесс управления, который позволяет определять применимые правила, оценивать состояние операций и потенциальные риски, а затем обеспечивать приложение усилий для обеспечения соответствия требованиям и при необходимости принимать корректирующие меры.

В последние десятилетия понимание комплаенса неуклонно расширяется, охватывая все новые сферы деятельности компаний и виды правоотношений. Антикоррупционный комплаенс является одним из видов комплаенса наряду с антимонопольным, налоговым, экологическим и рядом других.

На наш взгляд, можно дать следующее базовое определение антикоррупционного комплаенса. Антикоррупционный комплаенс представляет собой процесс управления, который позволяет определять применимые правовые нормы, выявлять и оценивать коррупционные риски, создавать локальные нормы организации, с учетом этических принципов, а затем принимать меры, направленные на соблюдение организацией и взаимодействующими с ней лицами правовых норм, локальных норм организации и профилактику коррупционных рисков.

Необходимо отметить, что в науке и в практике работы компаний получила распространение концепция комплаенса, выходящего за пределы формальных требований законодательства (compliancebeyondthelaw) <8>. Идея концепции заключается в том, что компании не должны использовать пробелы в законодательстве тех или иных стран и совершать действия, формально не нарушающие требования законодательства, но очевидно наносящие ущерб соответствующим государствам и гражданам. Такие действия могут принести сиюминутную выгоду, но нанести репутационный, а в долгосрочной перспективе и экономический, ущерб компании.

Для достижения указанных целей система антикоррупционного комплаенса ориентирована на решение нескольких основных задач:

- определение правовых норм, применимых к деятельности компании и контроль за их соблюдением;

- оценка принимаемых решений с точки зрения соответствия корпоративным этическим принципам и нормам и обеспечение их соблюдения;

- определение бизнес-процессов и функций, уязвимых для коррупционных деяний, выработка и внедрение необходимых мер профилактики и контроля;

- формирование мотивации сотрудников и иных лиц, взаимодействующих с компанией, к правомерному поведению, исключающему совершение коррупционных деяний;

- антикоррупционное обучение сотрудников и, при необходимости, контрагентов;

- выявление деяний, имеющих признаки коррупционных преступлений и правонарушений;

- реагирование на выявленные деяния, имеющие признаки коррупционных преступлений и правонарушений;

- взаимодействие с правоохранительными и иными государственными органами в целях профилактики и противодействия коррупции;

- регулярный мониторинг и оценка эффективности антикоррупционных политик и процедур.

Основными внутренними документами компании, регулирующими разработку и внедрение системы антикоррупционного комплаенса, являются кодекс деловой этики и антикоррупционная комплаенс-программа. Антикоррупционные положения также должны быть включены в другие внутренние документы компании в целях обеспечения функционирования системы антикоррупционного комплаенса.

 

 

    Новости