Ульяновская областьОфициальный сайт муниципального образования Кузоватовский район |
|||||||||||||||||||
Поиск по сайту |
Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
Оглавление: 1. Какие меры противодействия коррупции установлены Законом N 44-ФЗ 2. Как действовать заказчику для противодействия коррупции в сфере закупок 1. Какие меры противодействия коррупции установлены Законом N 44-ФЗ В Законе N 44-ФЗ предусмотрен ряд положений, направленных на противодействие коррупции: 1) установлен запрет на включение в состав закупочной комиссии определенных лиц. Так, членами комиссии не могут быть (ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ): · супруги, близкие родственники руководителя организации - участника закупки, его усыновители или им усыновленные; · заинтересованные лица, состоящие, например, в штате участника закупки или подавшие заявку на участие в этой закупке; · лица, на которых могут повлиять участники закупки. Например, член комиссии не должен состоять в органах управления организации - участника закупки и не должен быть ее участником, акционером, кредитором; · должностные лица контрольного органа в сфере закупок, которые осуществляют контроль закупок; · эксперты, которые оценивали извещение о закупке, документацию о закупке (если ее составление предусмотрено Законом N 44-ФЗ), соответствие участников дополнительным требованиям; 2) установлено требование к участникам об отсутствии конфликта интересов. Такой конфликт присутствует, если руководитель заказчика или иные лица со схожими полномочиями, имеющие влияние на закупку, состоят в браке либо являются близкими родственниками с лицами, относящимися к участнику закупки. Это могут быть физлицо - участник закупки, директор, президент, другие единоличные исполнительные органы либо члены коллегиального органа, другие органы управления юридического лица, а также выгодоприобретатели участника закупки (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, См. Позицию ВС РФ). Контракт при наличии конфликта интересов ничтожен (см. Позицию ВС РФ); 3) предусмотрена возможность оспорить действительность контракта в суде при наличии личной заинтересованности руководителя заказчика, члена комиссии, контрактного управляющего или руководителя контрактной службы. Она заключается в возможности получения этими лицами выгоды не только для себя, но и для третьих лиц (ч. 22 ст. 34 Закона N 44-ФЗ); 4) установлен запрет на участие в закупках физлиц с непогашенной или неснятой судимостью за определенные преступления, а также юридических лиц, где такие физлица являются руководителями, членами коллегиального исполнительного органа, лицами, исполняющими функции единоличного исполнительного органа или главного бухгалтера. К данным лицам не должно быть применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товаров (работ, услуг), являющихся объектом закупки, и административного наказания в виде дисквалификации. Также к закупкам не допускаются юрлица, которые в течение двух лет до подачи заявки привлекались к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (п. п. 7, 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ); 5) предусмотрен механизм раскрытия информации обо всех субподрядчиках для крупных контрактов (ч. 23, 24 ст. 34 Закона N 44-ФЗ); 6) предусмотрено право Правительства РФ определить случаи, когда проверка соответствия поставленного товара условиям контракта проводится исключительно сторонними экспертами (экспертными организациями) (ч. 4.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ); 7) предусмотрено общественное обсуждение отдельных закупок (ст. 20 Закона N 44-ФЗ); 8) предусмотрены различные механизмы контроля за закупочной деятельностью, в том числе общественный контроль (ст. ст. 99 - 102 Закона N 44-ФЗ). Полагаем, что помимо указанных положений, принципы, на которых основывается контрактная система, например принцип открытости и прозрачности, направлены в том числе и на противодействие коррупции в сфере закупок (ст. ст. 6, 7 Закона N 44-ФЗ). Обратите внимание, участие в закупках аффилированных с заказчиком лиц Законом N 44-ФЗ не запрещено (см. Письмо Минэкономразвития России от 21.10.2015 N ОГ-Д28-13720). При этом следует учитывать указанные выше ограничения к членам комиссии по закупкам, которые могут быть связаны с участниками закупок, положения о личной заинтересованности в получении выгоды должностных лиц заказчика и положения об отсутствии конфликта интересов(п. 9 ч. 1 ст. 31, ч. 22 ст. 34, ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).
2. Как действовать заказчику для противодействия коррупции в сфере закупок Одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении госзакупок (п. 12 ст. 7 Закона о противодействии коррупции). Заказчикам, помимо соблюдения требований Закона N 44-ФЗ, направленных на противодействие коррупции, следует учитывать требования и других федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, которые содержат нормы о противодействии коррупции. Перечень таких "антикоррупционных" документов, а также необходимые действия, которые нужно предпринять заказчикам из числа госорганов, смотрите в соответствующем материале.
Чтобы самостоятельно определять коррупционные риски и индикаторы коррупции, возникающие при закупках, заказчикам целесообразно применять Методические рекомендации по выявлению и минимизации коррупционных рисков при закупках, утвержденные Минтрудом России (см. Письмо Минтруда России от 30.09.2020 N 18-2/10/П-9716). При принятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов заказчикам целесообразно руководствоваться Методическими рекомендациями по организации работы, направленной на выявление личной заинтересованности работников при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденными Минтрудом России. Но учитывайте, что данные рекомендации не направлены на оказание консультативной помощи закупочной комиссии при проверке заявок, они в первую очередь предназначены для подразделений заказчика, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (п. 1.1 Методических рекомендаций). Одной из мер, применяемых заказчиками, может быть использование антикоррупционной оговорки в контрактах. Антикоррупционную оговорку не обязательно включать в контракт, Закон N 44-ФЗ не содержит таких требований. Однако вы вправе это сделать. Правительство РФ вправе устанавливать типовые условия контрактов, которые нужно применять заказчикам при формировании проекта контракта (ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Так, если типовыми условиями будет предусмотрена антикоррупционная оговорка, то ее необходимо включить в контракт. До утверждения Правительством РФ типовых условий контрактов типовые условия контрактов, утвержденные до 01.01.2022, применяйте в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ. Антикоррупционная оговорка предусмотрена, например, в следующих типовых контрактах: · на оказание охранных услуг, утвержденный Приказом Росгвардии от 01.06.2020 N 149; · на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда и обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, утвержденный Приказом Минтруда России от 24.12.2018 N 834н; · на оказание услуг в сфере космической деятельности, утвержденный Приказом Госкорпорации "Роскосмос" от 22.04.2021 N 106.
|
Новости |
|||||||||||||||||
Главная |
О нас |
Контакты |
Написать нам |
Карта сайта |
Поиск по сайту |
Законодательная карта по ФЗ №8
Официальный сайт муниципального образования Кузоватовский район © 2024 |